Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Параметры оценки школьных сайтов

Параметры оценки школьных сайтов Конкурсы, викторины

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ РЕЙТИНГА ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛ)

За последние несколько лет школьные сайты перешли из разряда инновационных технологий, доступных и используемых единичными лидерами информационного движения, в категорию массовой практики. Более того, сайты стали обязательным элементом школьного образовательного пространства, наличие которого регламентировано законодательством РФ [1].

Размещение официальных сайтов учреждений и организаций в сети Интернет на современном этапе является ведущим средством обеспечения информационной открытости образовательной системы.  Состояние (наличие, содержание, обновляемость, удобство пользования и др.) сайта можно рассматривать в качестве ведущего критерия прозрачности образовательной организации.

Школьный сайт – универсальное и эффективное средство, которое позволяет удовлетворить информационные потребности всех субъектов образовательного процесса, создает возможности для их общения, может помочь в принятии конкретных решений (выбор школы, участие в мероприятиях и др.). При этом функции сайтов гораздо шире простого информирования. Они включают образовательные и воспитательные задачи, коммуникативные и организационные функции.

Для реализации всех этих задач сайт образовательного учреждения должен быть ориентирован, в первую очередь, на информационные и коммуникационные потребности и интересы своих основных пользователей.

В отличие от большинства других информационных сетевых ресурсов аудитория школьного сайта очень разнородна, она включает группы пользователей, потребности и интересы которых довольно сильно различаются. В качестве основных групп пользователей школьных сайтов можно назвать: обучающихся и их родителей; родителей, которые только ещё выбирают образовательное учреждение для своих детей; педагогов и иных работников школы, их коллег из других образовательных организаций; администраторов (управленцев) системы образования разного уровня и др.

В таком многообразии целевой аудитории довольно сложно выделить информационные приоритеты. Однако понимание того, для кого создан и работает школьный сайт, является важнейшим условием для его эффективного построения и оптимального использования.

Каким должен быть школьный сайт? Какие разделы и сервисы необходимо разместить на нем, кроме информации о школе, администрации и учителях? Ответов на эти вопросы существует множество.

Сегодня в сети можно найти огромное количество очень интересных и необычных школьных сайтов. Но ещё больше – стандартизированных и однотипных. Некоторые руководители системы образования регионального и муниципального уровней задают своим подведомственным учреждениям шаблон сайта со стандартным набором рубрик и разделов, оставляя при этом минимум возможностей для творчества и самовыражения школьного коллектива.

Чтобы понять, какой же из этих вариантов лучше, какой в большей степени отвечает основным целям создания и функционирования информационного ресурса образовательного учреждения необходимо посмотреть на школьные сайты с точки зрения каждой целевой аудитории и оценить, на все ли запросы этой группы пользователей отвечает данный сайт?

Только при учете всех потребностей пользователей, можно говорить о «клиент-ориентированности» школьного сайта, об информационной открытости данного образовательного учреждения.

Однако учет всех групп пользователей в рамках одного рейтинга не возможен. Такой подход очень усложнил бы методику оценивания сайтов и сделал бы её менее объективной.

Поэтому, учитывая специфику читательской аудитории проекта «Социальный навигатор», целесообразно, в первую очередь, рассмотреть информационную открытость школьных сайтов с точки зрения интересов родительской общественности.

Контингент пользователей школьных сайтов очень широк, но именно родители сегодня являются самой массовой аудиторией заинтересованной в получении информации о школе, в её информационной открытости. Ученики больше ориентированы на общение, образование, совместную деятельность; педагоги и управленцы – на решение своих профессиональных задач…

Информационные и коммуникационные потребности современных родителей нередко опережают возможности большинства школьных ресурсов. Закрепленные нормативными правовыми актами формальные требования к школьным сайтам не полностью соответствуют потребностям и интересам родительской аудитории. Поэтому предлагаемый рейтинг выходит за рамки законодательных нормативов, в некоторой степени повышая уровень требований к информационно-коммуникационной деятельности образовательных учреждений. Такой подход может стать основанием для совершенствования информационных систем школ с целью максимальной ориентации на пользовательский запрос и конструктивное взаимодействие с общественностью.

Максимальная ориентация школьных сайтов на пользовательский запрос, на интересы и потребности родительской аудитории, определяет основную специфику и уникальность предлагаемой методики, в отличие от существующих аналогов. Фактически – это рейтинг сайтов с точки зрения удовлетворения запросов родителей посредством интернет-контента, предоставляемого школой.

Другими важнейшими отличительными особенностями предлагаемой методики рейтингования являются:

— полный охват сайтов всех общеобразовательных школ Российской Федерации;

— формирование рейтинга по территориальному признаку, поскольку пользователям важны сайты школ своего муниципалитета, региона.

Одно из базовых требований к методике оценивания и построения данного рейтинга – ориентированность на национальную оценку исследуемого явления, что требует высокого уровня сопоставимости результатов. Такой уровень может быть достигнут только при использовании количественных критериев и качественных критериев, допускающих возможность однозначного трактования. В связи с этим из методики рейтингования школьных сайтов были сознательно исключены все критерии несоответствующие данным требованиям (так называемые «эмоциональные критерии», связанные с качеством оформления сайта, удобством интерфейса, качеством контента и аналогичными параметрами).

При этом данную методику не стоит рассматривать как универсальный набор требований, невыполнение которых должно повлечь за собой административные санкции. Для любого информационного сайта важны такие параметры как оригинальность, уникальность, креативность, которые невозможно подвергнуть количественным измерениям и объективно оценить.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕЙТИНГА

В широком смысле целью формирования и публикации рейтинга является привлечение внимания к проблеме информационного взаимодействия образовательных учреждений с общественностью, перспективам его развития, а также оценка возможностей удовлетворения информационных запросов пользователей, повышения эффективности работы школьных информационных ресурсов.

В рамках реализации данной цели рейтинг призван способствовать:

  • расширению современного представления о механизмах информационно-коммуникационного взаимодействия учреждений общего образования с населением;
  • стимулированию педагогических коллективов и администраций школ предоставлять населению качественные и разноплановые информационно-коммуникационные услуги не только в соответствии с требованиями законодательства, но и с учетом более широких информационно-коммуникационных потребностей пользователей;
  • привлечению внимания общественности к вопросам формирования механизмов обратной связи между образовательными организациями и населением.

Объект рейтингования – сайты учреждений общего образования.

Предметом рейтинга является содержание сайтов учреждений общего образования, ориентированное на удовлетворение информационного запроса родительской общественности.

Практическое назначение рейтинга

Потребители образовательных услуг, заинтересованные в информации о различных аспектах деятельности системы образования и установлении обратной связи с образовательными организациями, могут использовать результаты и критерии рейтинга при выборе образовательного учреждения или для эффективного участия в управлении школой и оценке качества её образовательной деятельности.

Для представителей общественности и гражданских институтов, осуществляющих свою деятельность в сфере образования рейтинг может стать информационной базой, позволяющей принять адекватные решения по выбору объектов инвестирования или партнеров для совместной деятельности. Рейтинг может представлять интерес для самого широкого круга общественности как информационный повод для обсуждения вопросов формирования качественных информационных услуг, а также направлений и ресурсов для повышения информационно-коммуникативных возможностей конкретных сайтов учреждений общего образования.

Большое значение результаты рейтинга будут иметь для профессиональных пользователей – специалистов образовательной сферы. Для руководителей и сотрудников учреждений общего образования, рейтинг может стать источником объективной информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Руководителями и специалистами органов управления образованием, реализующими в подведомственных учреждениях политику обеспечения информационной открытости, рейтинг может быть использован как независимый инструмент оценки правильности реализуемых  подходов, стимул к  активности. Результаты рейтинга могут послужить основанием для разработки программ и документов дальнейшего развития системы образования в муниципалитете, регионе.

Для достижения поставленной цели методика рейтингования должна решать следующие задачи:

  • формирование критериев   оценки   объектов  рейтингования   на   основе нормативных и потребительских параметров информационной и коммуникационной открытости сайтов;
  • представление направлений рейтингования сайтов учреждений общего образования, соответствующих запросу родительской общественности, как основных потребителей образовательных услуг;
  • разработка частных рейтингов по каждому направлению для предоставления объективной и разноплановой информации по объектам;
  • разработка системы   корректной   оценки   и   сравнения   разных  объектов рейтингования и разных способов обеспечения информационной открытости, учитывающих и фиксирующих усилия школьных команд по созданию информационно-коммуникационной среды образовательных учреждений.

Источники данных – сайты учреждений общего образования.

В рейтинге участвуют официальные сайты учреждений общего образования, являющиеся действующими на момент проведения исследования и формирования рейтинга. Однако понятие «официальный сайт образовательного учреждения (организации)» законодательно не закреплено. Согласно положению Федерального Закона Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ, «официальным» считается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности учреждения, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат данному учреждению. Но на практике доменное имя школьного сайта может быть оформлено на отдельного сотрудника образовательного учреждения или даже на организацию-исполнителя технического задания школы. Однако получить объективную информацию о правах такого рода затруднительно.

В современной российской образовательной практике нередко встречается ситуация, когда образовательное учреждение имеет не один, а два или более, официальных сайтов. При этом, как правило, один из них выделен школе учредителем и, соответственно, построен по шаблону, заданному управлением образования. Зачастую такие сайты представляют собой формальную «визитную карточку» школы, построенную с учетом требований законодательной и нормативной правовой документации.

Параллельно с такими стандартизированными сайтами многие школы имеют второй информационный ресурс, построенный с учетом интересов и вкусов самого школьного сообщества (педагогов, учащихся, родителей). Нередко основная информационно-коммуникационная деятельность осуществляется посредством именно этих неформальных сайтов.

Наличие двух официальных сайтов у школы только осложняет поиск пользователем нужной ему информации. Поэтому, учитывая задачи рейтинга и его ориентацию на пользовательский запрос родительской аудитории, в процессе рейтингования будут оцениваться те сайты школ, которые являются ее основным информационным ресурсом. Право определения, какой из сайтов школы является основным, остается за учредителем.

В случаях, если учредитель не готов предоставить такую информацию, будет сделан запрос в само образовательное учреждение, с просьбой назвать тот сайт, который сама школа считает основным.

Построение рейтинга будет осуществляться в два этапа:

  1. Региональное рейтингование сайтов всех школ, которое будет проводиться по каждому субъекту Российской Федерации. В процедуре оценивания на этом этапе будут принимать участие сами регионы. В результате будут построены региональные рейтинги сайтов общеобразовательных учреждений.
  2. Построение федерального (всероссийского) рейтинга сайтов школ, в котором примут участие лучшие сайты от каждого субъекта федерации. Каждый регион делегирует на участие в федеральном рейтинге определенное количество сайтов (10% от общей численности общеобразовательных школ региона), занявших верхние строчки в региональном рейтинге. Федеральные эксперты проведут повторную оценку качества этих сайтов, чтобы снизить влияние субъективных факторов.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Методика рейтингования сайтов общеобразовательных учреждений (школ) строится на клиент-ориентированном подходе, определяющем в качестве базовых оснований для оценивания школьных сайтов учет потребностей и ожиданий пользователей (родительской аудитории).

Использование такого подхода определило необходимость ограничения набора параметров, включенных в законодательные нормативы, поскольку не вся информация,обязательная к размещению на школьных сайтах (согласно законодательству), интересна родителям и востребована ими. С другой стороны, в рамках данной методики в некоторой степени расширены требования к школьным сайтам за счет включения в методику дополнительных позиций, определенных пользовательским запросом.

Одной из наиболее значимых характеристик школьных сайтов, с точки зрения пользователей, является ориентация на коммуникативность и интерактивность сетевых информационных ресурсов общеобразовательных учреждений. Для современных родителей уже не достаточно просто получать какую-либо информацию через школьный сайт, они хотят общаться, решать свои вопросы и проблемы своих детей, получать оперативную персональную информацию от педагогов, не выходя из дома или не сходя со своего рабочего места.

На основании проведенного интервью представителей родительской общественности и анализа статистики посещения различных страниц школьных сайтов построена схема пользовательского запроса и определены направления и критерии рейтингования. С точки зрения родительской аудитории школьный сайт должен содержать:

— общую информацию о школе, позволяющую выбрать образовательное учреждение (включая различные характеристики школьного пространства: кадры, питание, образовательные программы, результаты образовательной деятельности и др.);

— информацию по классам и параллелям о текущей деятельности;

— персонифицированную информацию о ребенке (успеваемость, посещаемость, замечания от учителей…);

— информацию о работе органов коллегиального управления (самоуправления): совет школы, родительский комитет и др.;

— сервисы для обсуждения возникающих вопросов и решения проблем.

Направления рейтингования

В соответствии с пользовательским запросом были выделены следующие основные направления рейтингования школьных сайтов:

  1. Технологичность – технологическая организация сайта, обеспечивающая доступность и удобство пользования ресурсом в целом.
  2. Информативность – наличие на сайте наиболее важных для пользователей информационных разделов, документов и материалов.
  3. Коммуникативность – наличие сервисов сайта, обеспечивающих возможность обратной связи пользователей с администрацией и педагогами школы.
  4. Мультимедийность – это сочетание различных типов информации, таких как текст, изображение, анимация, графика и звук, что дает возможность воздействия на различные каналы восприятия пользователя, позволяет ему работать в интерактивном режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео). Использование новых «продвинутых» технологий и сервисов, организованными в виде единой информационной среды, обеспечивает удобство пользования и расширяет возможности взаимодействия с аудиторией. К этому направлению относятся параметры, которые пока ещё нельзя назвать общеупотребительными. Данные технологии и сервисы только ещё входят в практику школьного сайтостроительства. Они имеют пока не высокий уровень востребованности родителями, особенно в удаленных от центра регионах и небольших населенных пунктах. Сегодня их отсутствие не является критичным для потребителя, но скорость развития и распространения информационно-коммуникационных технологий очень быстро превращают эти новшества в привычные повседневные возможности.

Важность введения четвертого направления рейтингования обусловлена необходимостью выделить и отметить школы, стремящиеся в опережающем режиме внедрять новейшие технологические достижения для повышения качества информирования. С другой стороны, предлагаемые здесь параметры, позволяют учесть интересы группы потребителей образовательных услуг с повышенным уровнем запроса к возможностям сайтов общеобразовательных учреждений и обозначить перспективы развития сайтов как современных инструментов коммуникации.

Параметры и критерии оценки

Для каждого направления рейтингования школьных сайтов разработаны параметры и критерии оценки.

Параметр для рейтингования официальных сайтов общеобразовательных учреждений (далее параметр) – это свойство официального сайта школы, подлежащее оценке. Для обеспечения полноты учета требований пользователей в рейтинге используются два типа параметров: содержательные и технологические.

Под содержательным параметром понимается свойство официального сайта, характеризующее его информационное наполнение – информационные разделы,документы и материалы.

Под технологическим параметром понимается свойство официального сайта, характеризующее средства обеспечения пользования сайтами –технологические характеристики и элементы, интерактивные (коммуникативные) сервисы.

Значимость анализируемых параметров в обеспечении информационных потребностей пользователей различна. Однако введение весовых коэффициентов в данном случае сильно затруднено в связи с неоднородностью целевой группы пользователей рейтинга. Пилотное исследование пользовательского запроса, проведенное методом экспертных оценок, показало, что средние индексы значимости информационных объектов практически одинаковы (очень маленькая разница полученных индексов). Поэтому в данном рейтинге все параметры рассматриваются как равнозначные.

Специфика данного рейтинга заключается в значительной неоднородности общеобразовательных школ Российской Федерации: от малокомплектных школ в отдаленных селениях до крупных гимназий и лицеев в мегаполисах. Особенности образовательного учреждения определяют специфику содержания и функционирования его сайта.

Для выравнивания этих позиций оценивание школьных сайтов по всем параметрам осуществляется по единственному критерию: «Наличие».

Данный критерий оценивается по системе начисления баллов, когда каждому варианту значения критерия соответствует строго определенное количество баллов:

0 – при отсутствии параметра;

1 – при его наличии.

Наличие параметра (раздела, документа, материала или сервиса) определяется по следующим позициям:

—          представленность раздела (документа, материала, сервиса) в меню сайта;

—          наличие релевантного [2] содержания (наполнения) в данном разделе (документе, материале, сервисе).

То есть, если в меню сайта есть, например, раздел «Система безопасности», но при открытии его эксперт видит пустую страницу, то он ставит оценку «0». Если в разделе есть релевантная информация вне зависимости от её содержания и объема, сайт получает 1 балл по этому параметру. Поэтому пояснения в скобках к параметрам, отмеченные курсивом, – носят вариативный характер. Для присвоения оценки «1» достаточно наличия одной из указанных позиций.

Клиент-ориентированный подход при формировании рейтинга школьных сайтов обусловливает необходимость учитывать не просто наличие той или иной информации или сервиса, но и возможности быстрого и удобного поиска, необходимых сведений. Но введение дополнительных критериев в значительной степени усложнит процедуру экспертизы и приведет к необоснованному снижению её качества.

Для преодоления этой проблемы в данной методике предполагается строго ограничить оцениваемые параметры теми материалами, документами, разделами и сервисами, которые представлены на сайте отдельными страницами и заголовками в меню (на карте сайта). Информация, размещенная внутри документов (например, в тексте «Программы развития» или «Публичного доклада») оцениваться не будет. Необходимость поиска информации по ключевым запросам внутри документов, название которых прямо не говорит о наличии в нем нужных сведений, рассматривается как ограничение доступности.

Таким образом, если, например, информация об организации школьного питания есть в Публичном докладе школы, но не представлена отдельным разделом (страницей) на сайте, то в данном случае будет считаться, что её нет и, соответственно, сайт получит по этой позиции – «0» баллов.

Исключения из этого правила составляют параметры, связанные с режимом работы школы, платными образовательными услугами и персональными данными о педагогах школы. В этих разделах информация, указанная в перечне параметров, может быть размещена на одной странице сайта (например, расписание звонков, график каникул и расписание уроков – могут быть размещены на одной странице).

Пользовательский запрос зачастую касается информации, которую можно отнести к конфиденциальной и, которая попадает под действие закона о персональных данных (ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). В этих случаях предусмотрены возможности частичного представления информации на сайте школы.

В частности, это касается информации о педагогах школы. Информацию о квалификации, стаже работы и должности педагогов на основании ФЗ «Об образовании» администрация учебного заведения обязана предоставить родителям; в качестве контактной информации могут быть предоставлены рабочие телефоны школы и адреса школьной электронной почты; а дополнительные сведения могут быть предоставлены по выбору из тех, которые не подпадают под закон о персональных данных (например, публикации педагога) или опубликованы «с письменного согласия субъекта персональных данных» (Статья 8, ФЗ-152).

Также специфической является информация о платных образовательных услугах, оказываемых школой. Если школа не оказывает платных услуг, то отсутствие информации по данным параметрам не должно расцениваться как «минус» школьного сайта. Поэтому, если на сайте указано, что школа не оказывает платных услуг, то сайт по данному блоку (параметры 2.33-2.36) автоматически получает оценки «1».

Специфика оценки технологических параметров

Направление 1: Технологичность

Параметр 1.1. Доступность сайта при использовании пользователями различных браузеров имеет высокую значимость с точки зрения пользовательской доступности. Невозможность открыть сайт, используя привычные программы, в значительной степени снижает его информационную открытость. Чаще всего максимальная доступность по данному критерию определяется использованием языка HTML, который интерпретируется практически всеми браузерами и обеспечивает максимальную доступность сайтов.

Параметр 1.2. Наличие карты сайта или сервиса «Поиск по сайту» – обеспечивают удобство поиска информации. При этом для пользователя достаточно наличия одного из этих двух сервисов. Определяется по наличию на главной странице сайта соответствующих иконок.

Параметр 1.3. Глубина страницы – это её уровень относительно главной страницы сайта. Чем больше «кликов»-переходов с главной страницы нужно сделать, чтобы найти нужную информацию, тем глубже она находится. Оптимальный уровень вложения информации – это два-три перехода с главной страницы сайта. Страницы, размещенные глубже, делают структуру сайта более запутанной, их труднее искать пользователям, на это уходит больше времени.

Кроме того наличие карты сайта и  небольшая глубина размещения информации повышают эффективность работы с сайтом внешних поисковых роботов. Что, в свою очередь, также повышает удобство и эффективность поиска информации.

Параметр 1.4. Обновляемость материалов сайта – это показатель «свежести» и актуальности информации. Учитывая различия школ, был выбран наиболее оптимальный временной промежуток, в рамках которого в любой, даже самой маленькой школе, происходят какие-либо события. Сроки обновления, как правило, определяются по датам внесения изменений в новостные разделы и разделы с оперативной информацией. Отсутствие возможности определить сроки внесения обновлений (публикации не датированы) не позволяет пользователю определить для себя степень актуальности и значимости информации. В этом случае сайту по данному параметру присваивается оценка «0».

Параметр 1.5. Электронный дневник/журнал – это современный сервис, позволяющий оперативно информировать родителей и школьников о посещаемости, успеваемости, поведении учащихся, расписании занятий, домашних заданиях, родительских собраниях и др. Подключение школы к данному сервису является показателем её открытости. При этом если школа подключена к такому сервису, но информация об этом (ссылка на сервис) отсутствует, то это лишает пользователей возможности узнать о данном сервисе. Соответственно, сайт получает оценку – «0».

Параметр 1.6. Датирование всех размещенных документов и материаловпозволяет пользователям определять степень «свежести» информации (т.е. её «не устарелости», современности, соответствия текущему моменту) и, соответственно, её актуальности для себя. Оценка данного параметра определяется в процессе просмотра сайта. Если хотя бы на одной из страниц отсутствует дата размещения материала, то сайту присваивается по данному параметру оценка «0».

Параметр 1.7. Возможность скачивания документов большого объема в заархивированном виде обеспечивает удобство работы пользователей с такими документами, сохранение их на собственных носителях для дальнейшего использования. К таким документам, прежде всего, относятся программы, отчеты, нормативно-правовая документация. Если при анализе сайта эксперт обнаруживает хотя бы один документ большого объема (более 1 МБ), который нельзя скачать в заархивированном виде, то сайт получает оценку «0».

Направление 4: Мультимедийность

Параметр 4.1. Мобильная версия сайта или приложение для мобильных устройств – используется в целях наиболее полного и качественного предоставления информационных услуг, доступности справочной информации независимо от места нахождения клиента. Это облегченная версия сайта адаптированная для карманных компьютеров (КПК), смартфонов, коммуникаторов, мобильных телефонов, планшетных компьютеров. Наличие мобильной версии является значимым условием доступности информации в современном обществе, где постоянно увеличивается численность владельцев мобильных устройств. Наличие мобильной версии определяется по наличию на главной странице сайта соответствующей ссылки или путем входа на сайт с мобильного устройства.

Параметр 4.2. Агрегация новостей (формат RSS) – это механизм отбора, обработки и размещения на сайте новостных сюжетов, которые охватывали бы не только внутренние новости самого образовательного учреждения, но и новости из отдельных классов, параллелей, информацию о наиболее значимых событиях в сфере образования, произошедших в муниципалитете, регионе, в России, в других образовательных учреждениях… Формат RSS позволяет автоматически собирать новости с заданных сайтов, обеспечивая полноту и оперативность предоставления пользователям новостной информации.

Лента новостей должна размещаться на главной странице сайта. Обычно, ссылка на RSS-ленту включает в себя либо надпись «RSS», либо картинку подобную этой:

Следующие три параметра отражают степень доступности сайта для пользователей испытывающих ограничения жизнедеятельности, в том числе для инвалидов [3].

Современные технологии предлагают значительное количество разнообразных конструктивных решений, облегчающих использование компьютерной техники людям с ограниченными возможностями. Существует специализированное программное обеспечение, например, программы – скринридеры, позволяющие работать на компьютере без монитора для инвалидов по зрению. Многие операционные системы и некоторые браузеры позволяют изменять контрастность и (или) размер текста на экране монитора для слабовидящих. Такие программы, как правило, не предъявляют к сайтам никаких особых требований. Тем не менее, существуют группы людей-инвалидов, особенности которых необходимо учитывать при создании сайтов официальных организаций.

Параметр 4.3. Реагирование экранных кнопок на нажатие клавиши «Ввод» (Enter) на клавиатуре является важным условием доступности информации для людей с физическими ограничениями, которые не в состоянии пользоваться мышью. Очень часто экранные кнопки реагируют только на «щелчок» мыши («клик»), и не могут быть активизированы нажатием клавиши «ввод» на клавиатуре. Это значительно снижает уровень доступности информации на данном сайте.

Параметры 4.4.-4.5. Единство визуального оформления всех страниц и логичность компоновки контента (логичность переходов) обеспечивают доступность информации для людей с некоторыми когнитивными нарушениями. Если визуальное оформление сайта меняется от страницы к странице, а переходы по разделам подчиняются некой специфической логике (например, Публичный доклад школы размещен в разделе с «загадочной» аббревиатурой РКПМО), то пользование таким сайтом для инвалидов этой группы значительно затруднено.

Оценка этих параметров осуществляется по принципу обнаружения экспертом единичных прецедентов: если при работе с сайтом эксперт встречает хотя бы один пример нелогичного перехода, экранной кнопки, не реагирующей на нажатие клавиши «Ввод» с клавиатуры, или страницы с резко отличающимся дизайном, то такой сайт получает по соответствующему параметру оценку «0».

Параметр 4.6. Блоги – электронные дневники представителей администрации образовательного учреждения (директора, завучей) позволяют не просто реализовать неформальный уровень взаимодействия с читателями, что само по себе уже повышает степень открытости образовательной системы и уровень доверия к ней со стороны пользователей, но и создает дополнительную мотивацию для активного участия общественности в жизни школы. Наличие на главной странице школьного сайта активных ссылок на действующие блоги администрации или педагогов школы являются основанием для присвоения сайту оценки «1».

Параметр 4.7. Активное присутствие в социальных сетях является показателем социальной активности школы, готовности администрации и педагогического коллектива взаимодействовать с учащимися, родителями и заинтересованной общественностью в неформальном режиме. Данный параметр оценивается по наличию на главной странице сайта работающих ссылок на открытые группы в социальных сетях, созданные и контролируемые школой. Закрытые группы, неработающие ссылки или ссылки на группы, созданные иными субъектами, оцениваются, как отсутствующие и получают 0 баллов.

Параметр 4.8. Запись в образовательное учреждение – относится к услугам, которые, согласно распоряжению Правительства РФ [4], должны быть предоставлены в электронном виде государственными и муниципальными учреждениями. Наличие данного сервиса на школьном сайте является показателем её открытости и ориентированности на пользователей. При этом пока не является принципиальным вопрос о форме записи: осуществляется ли она посредством простого письма по электронной почте; реализуется с использованием специализированных программ (сервисов) с форматированными окошками и всеми сопутствующими функциями, включая публикацию статуса (зачислен/не зачислен) или для этого используется интегрированная со школьным сайтом внешняя система (например, LMS «Школа») – важен сам факт наличия возможности дистантно записать ребенка в школу или в группу дополнительного образования и оперативно получить обратную связь о результатах записи.

XYZ School
Подождите, промокоды загружаются
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
МБДОУ детский сад № 1 «Березка» р.п. Сосьва
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.