Авторитетный стиль воспитания — это подход к ребёнку, сочетающий в себе теплоту, чуткость и установку границ. Родители используют позитивное подкрепление и рассуждения, чтобы направлять детей. Они избегают угроз и наказаний.
Мальчики и девочки, воспитанные мамой и папой, подающими положительный пример, с большей вероятностью станут независимыми, уверенными в себе, социально приемлемыми, успешными в учёбе, и с хорошим поведением.
Они менее склонны сообщать о депрессии и тревоге, а также реже занимаются антиобщественными действиями, таким как преступность и употребление наркотиков.
Исследования показывают, что наличие хотя бы одного члена семьи, относящегося серьёзно к воспитательному процессу и являющемуся образцом для подрастающих ребятишек, может иметь большое значение.
Но что именно отличает авторитетный стиль воспитания?
Вот что определяет родительский контроль:
Снисходительные родители неохотно навязывают правила и стандарты, предпочитая, чтобы их дети сами себя регулировали.
Они не требуют слепого повиновения, придерживаясь другого, более умеренного отношения, подчёркивающего установление высоких стандартов, заботливость и отзывчивость, а также уважение как к независимым, рациональным существам.
Мудрый родитель ожидает зрелости и сотрудничества, и предлагает детям большую часть эмоциональной поддержки.
Так в чём же главное отличие авторитетного воспитания от авторитарного?
Все дело в осуществлении власти. Авторитарный родитель как сержант строевой подготовки. Сделай это сейчас же, иначе …! Сержант-инструктор пытается добиться своего с помощью угроз и принуждения.
Напротив, авторитетный родитель стремится вдохновить на сотрудничество, воспитывая положительные чувства и обучая детей основам правил.
Он передаёт много тепла своим детям. Избегают применения суровых или произвольных наказаний. Они менее склонны стыдить своих детей или пытаться контролировать их, отказываясь от любви.
И когда их детишки совершают ошибки или плохо себя ведут, они говорят с ними об этом, прислушиваются к заботам своих чад и принимают их во внимание. Они помогают понять, что пошло не так, и объяснить последствия хорошего и плохого поведения.
Поощряют чувство самостоятельности ребёнка. Хотят, чтобы дети развивали самодисциплину, зрелость и уважение к другим. И они приближаются к этим целям, предлагая конкретные советы и эмоциональную поддержку.
Некоторые исследователи описывают это следующим образом: авторитетные родители очень требовательны (как и авторитарные), но они также очень чутко реагируют на потребности своих детей.
Как вы практикуете авторитетное воспитание детей?
Склонны ли вы соглашаться с такими утверждениями:
- Я принимаю во внимание желания и чувства моего ребёнка, прежде чем попросить его что-то сделать,
- Я призываю своего ребёнка говорить о своих чувствах.
- Я стараюсь помочь, когда мои сын и дочь напуганы или расстроены.
- Я даю своему ребёнку основания для тех ожиданий, которые я возлагаю на него.
- Я уважаю мнение моего ребёнка и поощряю высказывать его, даже если они отличаются от моих собственных.
Как авторитетные родители дисциплинируют своих детей?
Это называется «индуктивная дисциплина», идея заключается в том, что вместо того, чтобы пытаться навязать хорошее поведение с помощью угроз и наказаний, вы предоставляете детям внутренние инструменты для саморегуляции:
- Формирование поведения посредством рассуждений.
Для очень маленького ребёнка это может означать простое объяснение, почему он не может прикоснуться к чему-то. Это не для тебя! Слишком жарко! Он может сжечь тебя! Но для старших детей это означает говорить о причинах нашей политики и правил.
- Тренировка эмоций.
Что должен делать ваш ребенок, когда он злится? Или грустно? Или испугался? Индуктивная дисциплина зависит от его способности справляться с сильными эмоциями, поэтому один из аспектов индуктивной дисциплины — быть хорошим «эмоциональным тренером».
- Подчеркивая сочувствие и заботу о других.
Индуктивная дисциплина фокусируется на последствиях поведения ребёнка для окружающих. Что происходит, когда ты толкаешь своего брата? Что он при этом чувствует?
Цель индуктивной дисциплины состоит в том, чтобы воспитать внутреннюю мотивацию ребёнка к сотрудничеству и поведению с добротой.
Исследования показывают, что даже очень маленькие дети чувствуют сопереживание и хотят быть полезными. Таким образом, мы можем помочь развить навыки морального мышления, поговорив с ними о том, как наше поведение влияет на других.
Для каждого региона земного шара исследователи обнаружили, что авторитетный стиль воспитания был связан по крайней мере с одним положительным результатом для ребёнка. Напротив, авторитарное воспитание пагубно влияло и имело негативные последствия для будущего поколения. Авторы приходят к выводу, что авторитетный подход стоит рекомендовать везде.