В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.
Организация работы с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Завуч по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащимся, учета их индивидуальных особенностей.
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Из чего складывается сотрудничество с родителями:
– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
– Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы.
– Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
– Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
– Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
– Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.
– Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
– Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.
– Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Основные способы общения родителей и педагогов:
1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.
2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.
3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты.
4. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
5. Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе.
6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).
7. Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и детей; дети – для родителей и учителей).
8. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.
Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:
– дни творчества детей и их родителей;
– открытые уроки и внеклассные мероприятия;
– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;
– родительское общественное патрулирование;
– шефская помощь;
– участие родителей в работе Совета школы.
Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей. Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.
Цель программы:
Помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.
Задачи программы:
- Формирование у учителей установки на необходимость тесных контактов с семьёй.
- Углубление знаний о семье как о социальном институте и её воспитательной функции.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-воспитательном процессе школы.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (педагогика сотрудничества).
- Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
- Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
Приоритетные направления работы:
- Диагностика семей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
- Взаимодействие с общественными организациями родителей.
- Вовлечение родителей и общественности в управление школой.
Формы работы:
- Анкеты, беседы, опросы, тесты.
- Родительское собрание, беседы.
- Школьный лекторий, школьные и классные тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное просвещение родителей.
- Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса, родительские собрания.
- Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
- Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседанияродительских комитетов.
- Совет школы, классные советы, классные родительские комитеты.
Участники программы:
Учащиеся, администрация, родители учащихся, школьный психолог, социальный педагог, школьная медсестра, учителя предметники, классные руководители, общественные организации, центры дополнительного образования.
Практическая часть
- Диагностика семей необходима т.к. воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимся между родителями и детьми. Зная внутренний мир своего ребёнка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым способствуют формированию его личностных качеств. Поэтому одной из важнейших задач классного руководителя является постоянное и всестороннее изучение характера отношений, складывающиеся между учащимися и их родителями, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми. Данная программа предлагает диагностировать семьи по следующим критериям:
№ | Основание | Типы семей |
1. | По стажу | Молодожёны, молодая семья, среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара |
2. | По количеству детей в семье | Однодетные, малодетные, многодетные |
3. | По составу семьи | Неполная, полная, сложная |
4. | По типу главенства в семье | Эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная |
5. | По семейному быту, укладу, направленности | Детоцентрическая, семья-отдушина, семья, ориентированная на здоровье, режим, порядок, бивуачная семья |
6. | По качеству отношений | Счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи |
7. | По крепости связывающих уз | Крепкие, распадающиеся, распавшиеся |
8. | По ценностным ориентациям | Потребительские, интеллектуальные, духовные, смешанные установки |
9. | По отношению к норме | Идеальная – реальная, нормальная – аномальная |
Характеристика типов семей
I тип семьи – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.
II тип семьи – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка, основные направления повышения семейной педагогической культуры.
III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат в семье, повышение ответственности за воспитание детей. Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.
IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное значение материальным благам. Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и, прежде всего, её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами, программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой школы, особенностями учебно-воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Содержание психолого-педагогического просвещения родителей
Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:
I тип семьи
- Младший подросток и его особенности.
- Воспитание гражданина в семье.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Физическое развитие школьников.
- Книга в жизни школьника.
- Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Ваш ребёнок влюбился…
- СПИД – реальность или миф.
- Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.
- Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.
- Ваш ребёнок и его друзья.
- Нравственные идеалы в семье.
- Сексуальное воспитание в семье.
- Права и обязанности родителей.
II тип семьи
- Роль родителей в трудовом воспитании подростка.
- Родителям о роли общения в жизни подростка.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Физическое развитие школьника.
- Наказание детей в семье.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Ваш ребёнок влюбился.
- Этика поведения детей и взрослых в семье.
- Курение и статистика.
- СПИД – реальность или миф.
- Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
- Ваш ребёнок и его друзья.
- Роль родителей в организации досуга ребёнка.
- Влияние взаимоотношений между родителями на психическое здоровье ребёнка.
- Роль родителей в развитии творческих способностей детей.
III тип семьи
- Роль родителей в организации досуга.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
- Физическое развитие школьников.
- Агрессия, её причины и последствия.
- Наказание ребёнка в семье.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Этика поведения детей и взрослых в семье.
- Курение и статистика.
- СПИД — реальность или миф.
- Антиалкогольное воспитание в семье.
- Роль общения в жизни ребёнка.
- Права и обязанности ребёнка.
- Любовь к ребёнку как фактор его психологического здоровья.
- Роль семьи в формировании нравственного сознания ребёнка.
IV тип семьи
- Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Компьютер в жизни школьника.
- Физическое развитие школьников.
- Агрессия, её причины и последствия.
- Наказание ребёнка в семье.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Ваш ребёнок влюбился.
- Этика поведения детей и взрослых в семье.
- СПИД — реальность или миф.
- Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
- Материальное благополучие в семье. Его влияние на воспитание детей.
- Как отражается отношение родителей к школе на воспитание ребёнка.
- Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.
- Роль взаимодействия семьи и школы на учебную деятельность ребёнка.
Рекомендуемые темы родительского всеобуча по классам:
Месяц | Направление работы | Тематика занятий | Форма проведения |
|
| 1 класс |
|
сентябрь | Учебное | Как помочь школьнику учиться | Лекция-консультация |
Ноябрь | Правовое | Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать? | Консультация |
Январь | Патриотическое | Воспитание любви к «малой родине» | Беседа |
Март | Художественно-Эстетическое | Организация досуга в семье и школе | Конференция |
Апрель | ЗОЖ | Особенности психофизического развития учащихся и учёт их в семейном воспитании | Лекция врача |
Май | Трудовое | Семейные проблемы трудового воспитания | Беседа-консультация |
|
| 2 класс |
|
Сентябрь | Учебное | Плохие оценки: беда или вина | Семинар-практикум |
Ноябрь | Правовое | Дети и семейные конфликты: как научиться разрешать их с пользой для обеих сторон | Консультация(психолог) |
Январь | Патриотическое | Формирование культуры отношения к природе | Лекция (кл.руководитель) |
Март | Художественно-эстетическое | Организация коллективной деятельности, развития творчества | Практикум (кл.рук-ль) |
Апрель | ЗОЖ | Оздоровление детей – основа формирования человека будущего | Лекция-консультация (врач, психолог) |
Май | Трудовое | Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность | Беседа (кл. рук-ль) |
|
| 3 класс |
|
Сентябрь | Учебное | Развитие общих и специальных способностей (учение, общение, труд) | Семинар (учителя-предметники, кл.рук-ль, психолог) |
Ноябрь | Правовое | Задачи воспитания. Каким мы хотим видеть своего ребёнка(проблема взаимоотношений взрослых и детей) | Беседа-практикум (психолог) |
Январь | Патриотическое | Мои добрые дела | Беседа (кл.рук-ль) |
Март | Художественно-эстетическое | Школьник в его многообразных увлечениях | Кл.час (кл.рук-ль) |
Апрель | ЗОЖ | Гиперактивный ребёнок в школе и дома | Лекция – консультация (психолог) |
Май | Трудовое | Семейные проблемы трудового воспитания | Конференция (психолог) |
|
| 5 класс |
|
Сентябрь | Учебное | Мама, папа, занимайтесь со мною | Семинар (учителя предметники) |
Ноябрь | Правовое | Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание в семье) | Семинар (КДН, психолог) |
Январь | Патриотическое | Формирование отношения человека к обществу | Лекция (кл.рук-ль) |
Март | Художественно-эстетическое | Что такое духовное богатство человека | Лекция (психолог) |
Апрель | ЗОЖ | Причины школьных неврозов | Консультации (психолог) |
Май | Трудовое | Формирование культуры труда «Соотношение «»хочу – могу — надо» | Беседа (кл.руководитель) |
|
| 6 класс |
|
Сентябрь | Учебное | Домашняя учебная работа | Семинар (учителя-предметники) |
Ноябрь | Правовое | Особенности младшего школьного подросткового возраста | Лекция (психолог) |
Январь | Патриотическое | Состояние воспитания школьников в семье | Семинар (учителя) |
Март | Художественно-эстетическое | Формирование опыта деятельности. Развитие творчества | Беседа (ку.рук — ль) |
Апрель | ЗОЖ | Основные принципы обучения ЗОЖ | Лекция (врач-нарколог) |
Май | Трудовое | Помогай окружающим людям (общественно-полезные трудовые коллективные мероприятия) | Семинар (кл. рук-ль) |
|
| 7 класс |
|
Сентябрь | Учебное | Стимулирование ответственного отношения к учёбе в школе и дома | Конференция (психолог) |
Ноябрь | Правовое | Если ваш сын (дочь) попал (а) в дурную компанию | Беседа-практикум (психолог) |
Январь | Патриотическое | Нравственное развитие личности школьника | Конференция (кл.рук-ль) |
Апрель | ЗОЖ | Предупреждение вредных привычек у школьников | Лекция (врач-нарколог) |
Май | Трудовое | Долго и обязанности в семье | Конференция (кл.рук-ль) |
|
| 8 класс |
|
Сентябрь | Учебное | День открытых дверей | Консультации (учителя-предметники) |
Ноябрь | Правовое | Неформальные объединения в микрорайоне школы | Лекция (работник правоохранительных органов) |
Январь | Патриотическое | Духовное развитие подростка | Беседа-консультация (психолог) |
Март | Художественно-эстетическое | Совместная деятельность. Семейные традиции | Практикум (кл.рук-ль) |
Апрель | ЗОЖ | Любопытство – как одна из причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков (предупреждение вредных привычек) | Лекция (врач-нарколог) |
Май | Трудовое | Участие восьмиклассника в домашнем хозяйстве семьи | Беседа-консультация (кл. рук-ль) |
|
| 9 класс |
|
Сентябрь | Учебное | Особенности психофизического развития учащихся и их учёт в семейном воспитании | Беседа (психолог) |
Ноябрь | Правовое | Правовая ответственность несовершеннолетних | Лекция-консультация (работник правоохранительных органов) |
Январь | Патриотическое | Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре России, Татарстана, своего города, школы | Конференция (кл.рук-ль) |
Март | Художественно-эстетическое | Творческая активность детей | Лекция (психолог, кл. рук-ль) |
Апрель | ЗОЖ | Семья и физическая культура подростка | Практикум (педагоги, врач) |
Май | Трудовое | Профессиональная ориентация учащихся 9 классов | Лекция-консультация (педагоги из различных учебных заведений) |