Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Программа работы с родителями в школе

Программа работы с родителями в школе Родителям

В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.   

Организация работы с родителями

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Завуч по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащимся, учета их индивидуальных особенностей.
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Из чего складывается сотрудничество с родителями:
– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
– Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы.
– Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
– Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
– Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
– Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.
– Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
– Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.
– Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Основные способы общения родителей и педагогов:
1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.
2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.
3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты.
4. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
5. Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе.
6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).
7. Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и детей; дети – для родителей и учителей).
8. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:
– дни творчества детей и их родителей;
– открытые уроки и внеклассные мероприятия;
– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;
– родительское общественное патрулирование;
– шефская помощь;
– участие родителей в работе Совета школы.

     Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей.  Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в  образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.

 Цель программы:

Помощь родителям в  исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.

Задачи программы:

  1. Формирование у учителей установки на необходимость тесных контактов с семьёй.
  2. Углубление знаний о семье как о социальном институте и  её  воспитательной функции.
  3. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью  выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-воспитательном процессе школы.
  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей (педагогика сотрудничества).
  5. Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе  воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
  6. Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с неблагополучными семьями.

Приоритетные  направления работы:

  1. Диагностика семей.
  2. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  5. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
  6. Взаимодействие с общественными организациями родителей.
  7. Вовлечение родителей и общественности в управление школой.

Формы работы:

  1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.
  2. Родительское собрание, беседы.
  3. Школьный лекторий, школьные и классные тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное просвещение родителей.
  4. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса, родительские собрания.
  5. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
  6. Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседанияродительских комитетов.
  7. Совет школы, классные советы, классные родительские комитеты.

        Участники программы:

Учащиеся, администрация, родители учащихся, школьный психолог, социальный педагог, школьная медсестра, учителя предметники, классные руководители, общественные организации, центры дополнительного образования.

Практическая часть

  1. Диагностика семей необходима т.к. воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимся между родителями и детьми. Зная внутренний мир своего ребёнка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым способствуют формированию его личностных качеств. Поэтому одной из важнейших задач классного  руководителя является постоянное и всестороннее изучение характера отношений, складывающиеся между учащимися и их родителями, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми. Данная программа предлагает диагностировать семьи по следующим критериям:

Основание

Типы семей

1.

По стажу

Молодожёны, молодая семья, среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара

2.

По количеству детей в семье

Однодетные, малодетные, многодетные

3.

По составу семьи

Неполная, полная, сложная

4.

По типу главенства в семье

Эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная

5.

По семейному быту, укладу, направленности

Детоцентрическая, семья-отдушина, семья, ориентированная на здоровье, режим, порядок, бивуачная семья

6.

По качеству отношений

Счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи

7.

По крепости связывающих уз

Крепкие, распадающиеся, распавшиеся

8.

По ценностным ориентациям

Потребительские, интеллектуальные, духовные, смешанные установки

9.

По отношению к норме

Идеальная – реальная, нормальная – аномальная

Характеристика типов семей

I тип семьи – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития  личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи  должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.

II тип семьи – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность  в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка, основные направления повышения семейной  педагогической культуры.

III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат  в семье, повышение ответственности за воспитание детей.  Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.

IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её  внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают  индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное  значение материальным благам.  Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная  перестройка психологии семьи, и,  прежде всего,  её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.

  1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами, программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой школы, особенностями учебно-воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

 Содержание психолого-педагогического просвещения родителей

 Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:

I тип семьи

  1. Младший подросток и его особенности.
  2. Воспитание гражданина в семье.
  3. Авторитет родителей в воспитании детей.
  4. Физическое развитие школьников.
  5. Книга в жизни школьника.
  6. Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.
  7. Как уберечь ребёнка от насилия.
  8. Ваш ребёнок влюбился…
  9. СПИД – реальность или миф.
  10. Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.
  11. Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.
  12. Ваш ребёнок и его друзья.
  13. Нравственные идеалы в семье.
  14. Сексуальное воспитание в семье.
  15. Права и обязанности родителей.

II тип семьи

  1. Роль родителей в трудовом воспитании подростка.
  2. Родителям о роли общения в жизни подростка.
  3. Авторитет родителей в воспитании детей.
  4. Физическое развитие школьника.
  5. Наказание детей в семье.
  6. Как уберечь ребёнка от насилия.
  7. Ваш ребёнок влюбился.
  8. Этика поведения детей и взрослых в семье.
  9. Курение и статистика.
  10. СПИД – реальность или миф.
  11. Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
  12. Ваш ребёнок и его друзья.
  13. Роль родителей в организации досуга ребёнка.
  14. Влияние взаимоотношений между родителями на психическое здоровье ребёнка.
  15. Роль родителей в развитии творческих способностей детей.

III тип семьи

  1. Роль родителей в организации досуга.
  2. Авторитет родителей в воспитании детей.
  3. Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
  4. Физическое развитие школьников.
  5. Агрессия, её причины и последствия.
  6. Наказание ребёнка в семье.
  7. Как уберечь ребёнка от насилия.
  8. Этика поведения детей и взрослых в семье.
  9. Курение и статистика.
  10. СПИД — реальность или миф.
  11. Антиалкогольное воспитание в семье.
  12. Роль общения в жизни ребёнка.
  13. Права и обязанности ребёнка.
  14. Любовь к ребёнку как фактор его психологического здоровья.
  15. Роль семьи в формировании нравственного сознания ребёнка.

IV тип семьи

  1. Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков.
  2. Авторитет родителей в воспитании детей.
  3. Компьютер в жизни школьника.
  4. Физическое развитие школьников.
  5. Агрессия, её причины и последствия.
  6. Наказание ребёнка в семье.
  7. Как уберечь ребёнка от насилия.
  8. Ваш ребёнок влюбился.
  9. Этика поведения детей и взрослых в семье.
  10. СПИД — реальность или миф.
  11. Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
  12. Материальное благополучие в семье. Его влияние на воспитание детей.
  13. Как отражается отношение родителей к школе на воспитание ребёнка.
  14. Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.
  15. Роль взаимодействия семьи и школы на учебную деятельность ребёнка.

 Рекомендуемые темы родительского всеобуча по классам:

Месяц

Направление работы

Тематика занятий

Форма проведения

 

 

1 класс

 

сентябрь

Учебное

Как помочь школьнику учиться

Лекция-консультация

Ноябрь

Правовое

Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?

Консультация

Январь

Патриотическое

Воспитание любви к «малой родине»

Беседа

Март

Художественно-Эстетическое

Организация досуга в семье и школе

Конференция

Апрель

ЗОЖ

Особенности психофизического  развития учащихся и учёт их в семейном воспитании

Лекция врача

Май

Трудовое

Семейные проблемы трудового воспитания

Беседа-консультация

 

 

2 класс

 

Сентябрь

Учебное

Плохие оценки: беда или вина

Семинар-практикум

Ноябрь

Правовое

Дети и семейные конфликты: как научиться разрешать их с пользой для обеих сторон

Консультация(психолог)

Январь

Патриотическое

Формирование культуры отношения к природе

Лекция (кл.руководитель)

Март

Художественно-эстетическое

Организация коллективной деятельности, развития творчества

Практикум (кл.рук-ль)

Апрель

ЗОЖ

Оздоровление детей – основа формирования человека будущего

Лекция-консультация (врач, психолог)

Май

Трудовое

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

Беседа (кл. рук-ль)

 

 

3 класс

 

Сентябрь

Учебное

Развитие общих и специальных способностей (учение, общение, труд)

Семинар (учителя-предметники, кл.рук-ль, психолог)

Ноябрь

Правовое

Задачи воспитания. Каким мы хотим видеть своего ребёнка(проблема взаимоотношений взрослых и детей)

Беседа-практикум (психолог)

Январь

Патриотическое

Мои добрые дела

Беседа (кл.рук-ль)

Март

 Художественно-эстетическое

Школьник в его многообразных увлечениях

Кл.час (кл.рук-ль)

Апрель

ЗОЖ

Гиперактивный ребёнок в школе и дома

Лекция – консультация (психолог)

Май

Трудовое

Семейные проблемы трудового воспитания

Конференция (психолог)

 

 

5 класс

 

Сентябрь

Учебное

Мама, папа, занимайтесь со мною

Семинар (учителя предметники)

Ноябрь

Правовое

Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание  в семье)

Семинар (КДН, психолог)

Январь

Патриотическое

Формирование отношения человека к обществу

Лекция (кл.рук-ль)

Март

Художественно-эстетическое

Что такое духовное богатство человека

Лекция (психолог)

Апрель

ЗОЖ

Причины школьных неврозов

Консультации (психолог)

Май

Трудовое

Формирование культуры труда «Соотношение «»хочу – могу — надо»

Беседа (кл.руководитель)

 

 

6 класс

 

Сентябрь

Учебное

Домашняя учебная работа

Семинар (учителя-предметники)

Ноябрь

Правовое

Особенности младшего школьного подросткового возраста

Лекция (психолог)

Январь

 Патриотическое

Состояние воспитания школьников в семье

Семинар (учителя)

Март

Художественно-эстетическое

Формирование опыта деятельности. Развитие творчества

Беседа (ку.рук — ль)

Апрель

ЗОЖ

Основные принципы обучения ЗОЖ

Лекция (врач-нарколог)

Май

Трудовое

Помогай окружающим людям (общественно-полезные трудовые коллективные мероприятия)

Семинар (кл. рук-ль)

    

 

7 класс

 

Сентябрь

Учебное

Стимулирование ответственного отношения к учёбе в школе и дома

Конференция (психолог)

Ноябрь

Правовое

Если ваш сын (дочь) попал (а) в дурную компанию

Беседа-практикум (психолог)

Январь

Патриотическое

Нравственное развитие личности школьника

Конференция (кл.рук-ль)

Апрель

ЗОЖ

Предупреждение вредных привычек у школьников

Лекция (врач-нарколог)

Май

Трудовое

Долго и обязанности в семье

Конференция (кл.рук-ль)

 

 

8 класс

 

Сентябрь

Учебное

День открытых дверей

Консультации (учителя-предметники)

Ноябрь

Правовое

Неформальные объединения в микрорайоне школы

Лекция (работник правоохранительных органов)

Январь

Патриотическое

Духовное развитие подростка

Беседа-консультация (психолог)

Март

Художественно-эстетическое

Совместная деятельность. Семейные традиции

Практикум (кл.рук-ль)

Апрель

ЗОЖ

Любопытство – как одна из причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков (предупреждение вредных привычек)

Лекция (врач-нарколог)

Май

Трудовое

Участие восьмиклассника в домашнем хозяйстве семьи

Беседа-консультация (кл. рук-ль)

 

 

9 класс

 

Сентябрь

Учебное

Особенности психофизического развития учащихся и их учёт в семейном воспитании

Беседа (психолог)

Ноябрь

Правовое

Правовая ответственность несовершеннолетних

Лекция-консультация (работник правоохранительных органов)

Январь

Патриотическое

Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре России, Татарстана, своего города, школы

Конференция (кл.рук-ль)

Март

Художественно-эстетическое

Творческая активность детей

Лекция (психолог, кл. рук-ль)

Апрель

ЗОЖ

Семья и физическая культура подростка

Практикум (педагоги, врач)

Май

Трудовое

Профессиональная ориентация учащихся 9 классов

Лекция-консультация (педагоги из различных учебных заведений)

XYZ School
Подождите, промокоды загружаются
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
МБДОУ детский сад № 1 «Березка» р.п. Сосьва
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.