УЧЕБНЫЙ ПЛАН [1]
(план непрерывной образовательной деятельности [2])
на 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план разработан в соответствии с основной образовательной программой МБ ДОУ детский сад № 1 «Березка», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»), вступившим в силу с 1 января 2014 года, включающий в себя требования:
— к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
— условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
— результатом освоения основных образовательных программ.
Учебный план определяет содержание и организацию образовательного процесса государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Учебный план строится на принципе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с детьми детского сада и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Нормативное обеспечение Учебного плана
Учебный план образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Березка» (далее – МБ ДОУ д/с № 1 «Березка») на 2021 — 2022 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
— Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» — с изменениями на 21 января 2019 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минпросвещения России от 21 января 2019 года № 32
— Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г.;
— Концепция дошкольного воспитания, 16 июня 1989 г. № 7/1
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
— Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.06.1998 № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»;
— Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»;
— Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Березка» от 16.01.2015г. № 18.
— Основная образовательная программа дошкольного образования МБ доу детского сада №1 «Березка».
Учебный план МБ ДОУ д/с № 1 «Березка» устанавливает перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной организованной образовательной деятельности с детьми (далее – НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции.
Учебный год начинается с 1 сентября 2021 года и заканчивается 31 мая 2022 года.
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
В 2021 -2022 учебном году в детском саду функционирует 12 общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:
— ранний возраст с 1 до 3 лет
— младшая группа с 3 до 4 лет
— средняя группа с 4 до 5 лет
— старшая группа с 5 до 6 лет
— подготовительная группа с 6 до 7 лет
— разновозрастная группа с 2 до 4 лет
— разновозрастная группа с 5 до 7 лет
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%.
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования: выстроена в соответствии с примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Вариативная часть сформирована на основе регионального компонента и основана на интеграции парциальных и авторских модифицированных программ.
— «Мы живем на Урале»: Программа для дошкольных образовательных учреждений. Авторы – Толстикова, 2013
Во всех возрастных группах (от 1 до 7 лет) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализуется парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой (издательство «Невская нота», 2010).
«Лего-конструирование»: образовательная программа дополнительного образования, 4 – 7 лет. В основе программы использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего – конструирование в детском саду» Е.В. Фешиной-М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
Коллектив дошкольного образовательного учреждения использует учебно-методический комплект основной образовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, для реализации 5 образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13):
— для детей раннего возраста от 1 до 3 лет длительность не превышает 7-10 мин;
— образовательная деятельность в группах раннего возраста осуществляется в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут);
— для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут,
— для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут,
— для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут,
— для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут;
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно;
В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультурные минутки;
перерывы между периодами НОД — не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа) осуществляется во второй половине дня после дневного сна – 3 раза в неделю; ее продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день;
в середине НОД статического характера проводятся физкультурные минутки;
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня, максимальная нагрузка — во вторник, среду.
Занятия по дополнительному образованию проходят во второй половине дня, один раз в неделю. Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13):
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко организовать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности детского сада предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Учебный план соотнесен с режимом дня и расписанием НОД.
В летний период занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, сохраняется деятельность по реализации художественно-эстетического направления развития детей.
В группе раннего возраста учебный план МБ ДОУ д/ № 1 «Березка» предполагает объем образовательной нагрузки в количестве 10 НОД в неделю (1 час 40 мин.), в младшей группе — 10 НОД в неделю (2 часа 30 минут), в средней группе — 10 НОД в неделю (3 часа 20 минут), в старшей группе — 13 НОД в неделю (5 часов), в подготовительной к школе группе — 15 НОД в неделю (7 часов 30 минут), что соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13).
При регулировании нагрузки учитываются индивидуальные особенности детей. С этой целью образовательная работа в группах общеразвивающей направленности с детьми 1-3 лет организуется по подгруппам.
В учебный план включены виды деятельности, обеспечивающие развитие детей по пяти образовательным областям: познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической, образовательные задачи которых реализуются в определенных видах деятельности:
для детей раннего возраста (1 — 3 года) это:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами,
— общение;
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
— двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года — 7 лет) это:
— игровая;
— коммуникативная;
— познавательно-исследовательская;
— конструирование;
— изобразительная;
— музыкальная;
— двигательная.
Учебный план предусматривает виды деятельности для реализации задач обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть образовательной программы дошкольного образования (как и входящего в нее учебного плана) составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – не более 40% от общего объема.
Таким образом, учебный план соответствует целям и задачам МБ ДОУ д/с № 1 «Березка», учитывает требования СанПиН 2.4.1.3049-13 к объему образовательной нагрузки.
[1] Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
[2] СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»/
Учебный план с детьми дошкольного возраста на 2021-2022 г (перейти)