Сегодня большинство родителей очень часто и по-разному поводу испытывают страх за своих детей.
Чтобы помочь детям избежать насилия, родители должны обратить свой страх в действие. В данном случае от них требуется беседовать со своими детьми.
Когда дети в семье еще маленькие — раннего и дошкольного возраста — у родителей не возникает вопросов по поводу того, стоит ли их защищать. Взрослые, не раздумывая, делают это — смело становятся между ребенком и собакой, уводят малыша от агрессивно настроенных детей, вступают в конфликт с другими родителями на детской площадке. Однако, когда ребенок вырастает — становится школьником или подростком — мнения взрослых о том, стоит ли его защищать и как правильно это делать, расходятся. Одни родители не перестают оправдывать сына или дочь и не задумываясь вступаются за ребенка, даже если он уже совершеннолетний, а другие считают, что ребенок уже в первом классе способен сам постоять за себя, и, не желая воспитать труса, оставляют его один на один с грозящей опасностью или трудностями.
Да, все мы по сто раз говорим своим детям «дверь никому не открывай», «не разговаривай с незнакомыми», «никуда не уходи». Но при первой же проверке оказывается, что они совсем не готовы к опасным ситуациям.
На тренингах по безопасности проводят опросы детей и результаты почти всегда одинаковые. Итак:
22 из 25 детей помогут пожилому человеку донести сумки до машины,
22 из 25 детей пойдут спасать котенка, застрявшего в трубе,
24 из 25 детей сядут в лифт с незнакомцем,
24 из 25 детей растеряются, если их поведут за руку,
15 из 25 детей даже в случае опасности будут драться, кусаться, но не кричать,
99 из 100 детей чувствуют себя «неудобно» при необычном или невежливом поведении,
15 из 25 подростков не расскажут родителям о неприятностях, которые можно скрыть.
Почему наши объяснения не работают?
Кажется, мы все делаем правильно – рассказываем, объясняем, даже пугаем. Но на практике все это не работает.
Вот несколько причин, по которым наши обычные объяснения оказываются неэффективными:
- учим неинтересно,
- объясняем нервно и настойчиво,
- говорим урывками, без системы,
- требуем от ребенка результата, отчета,
- не показываем пример,
- сами зажаты и закомплексованы,
- говорим «чего не делать», но не говорим «как делать и почему»
Как уберечь своих детей
Родительские фразы, которых лучше избегать
Они кажутся нам правильными и совершенно безобидными. Почти все родители говорят это своим детям, часто на автомате, не задумываясь о последствиях.
Узнаёте?
- «Старших надо уважать».
- «Пожилым нужно помогать».
- «Тише! Что о тебе подумает тётя?»
К сожалению, от этих фраз больше вреда, чем пользы. Нет-нет, речь не идет о том, чтобы отказаться от всех правил приличия, начать хамить бабушке, плеваться в автобусе и громко разговаривать в театре. Но да, вежливость, не подкрепленная навыками по безопасности, ставит ребенка в уязвимое положение.
«Подозрительный человек» – одно из самых опасных родительских заблуждений
Часто родители сами представляют преступников как таких страшных дядек, монстров и чуть ли не персонажей из фильмов ужасов. В результате почти все дети до 10 лет и треть опрошенных подростков считают, что преступник отличается от обычного человека. Между тем преступники, уводящие детей, выглядят как самые обычные люди – это может быть «папа» с площадки, пожилая женщина и даже ребенок.
Что должен знать и уметь каждый ребенок
Вот тот минимум знаний, который необходим каждому ребенку для безопасности. Это должны знать и уметь все дети — и дошкольники, и школьники. Проверьте!
- Разделять взрослых на своих и чужих, знакомых и посторонних. Знать, что с разными людьми надо вести себя по-разному.
- Понимать, что добрый и вежливый – не одно и то же. Это касается и других «положительных» признаков: улыбающийся, симпатичный, щедрый. И да, пожилой человек или женщина тоже не обязательно должны быть добрыми.
- Уметь говорить «нет» постороннему взрослому человеку, не стесняясь и не боясь этого.
- Знать, как отвечать любому постороннему, если тот обратился за помощью, с предложением или с любым разговором.
- Знать, как и к кому обратиться за помощью, если рядом нет ни родителей, ни знакомых.
- Понимать, что взрослые люди могут быть опасны, но не испытывать парализующего страха перед возможными угрозами.
Что могут сделать родители для безопасности своих детей
Когда информации так много, родители часто теряются и не знают, с чего начать.
Итак, вот что может сделать каждый родитель для своего ребенка, чтобы научить его уверенно вести себя в самых разных ситуациях.
- Научить ребенка, что есть «свои» и «чужие», а не плохие и хорошие. Есть близкие, знакомые и все остальные.
- Рассказать про «правило взрослых» — взрослые обращаются за помощью к взрослым, а не к детям.
- Ввести правило «мы не общаемся с чужими детьми».
- Объяснить, что безопасность важнее правил приличия.
- Научить кричать, бежать, отвечать на звонки и обращаться за помощью. Потренироваться вместе с ребенком.
- Показать примеры уверенного поведения в кино, в мультиках, в книжках.
- Отвести ребенка в группы и кружки, развивающие уверенность и снимающие зажатость.
- Отвести ребенка на тренинг по безопасности.
- Вселяйте уверенность в себе.
- Дружите с ребенком!
Что делать и говорить детям 3-6 лет
Детям разного возраста подойдут разные способы объяснения основ безопасности. Вот что лучше всего работает с детьми-дошкольниками:
- Нарисуйте вместе с ребенком «круги доверия». Кто свой, кто чужой, кому можно доверять, а кому нет.
- Разговаривайте недолго и нечасто, спрашивайте ребенка, как бы он поступил в разных ситуациях. Спрашивайте, а не поучайте.
- Развенчайте миф о «жутких дядьках» и «подозрительных типах».
- Учите соблюдать личные границы, рассказывайте про вежливость и умение говорить «нет».
- Выучите с ребенком телефоны родителей наизусть.
- Расскажите ребенку про опасные и безопасные места.
- Проигрывайте возможные ситуации: «Допустим, я – это ты, а ты – это посторонний. Ты звонишь в дверь. Я подхожу, спрашиваю, кто там? Слушаю ответ и говорю: «Родителей нет, но скоро придут». И звоню – кому? Правильно! Маме или папе. Сразу же, даже если человек за дверью ушел.
Что делать и говорить детям 7-12 лет
Когда ребенок становится старше, добавляются новые проблемы – школа, друзья, интернет. К тому же именно в этом возрасте ребенок начинает самостоятельно передвигаться по городу. Вот на что надо сделать упор в первую очередь:
- поощряйте откровенность,
- вместе «плюйте» на мнение окружающих,
- выясните и снимите блоки зажатости у себя и у детей,
- общайтесь с ребенком в соцсетях,
- вместе смотрите блогеров, слушайте музыку,
- прорабатывайте алгоритмы реакции на посторонних,
- пополняйте коллекцию уловок преступников и обсуждайте варианты поведения.
10 правил безопасности
Ну и напоследок — вот 10 правил безопасности, которые должны отскакивать от зубов.
Распечатайте и повесьте на стенку! Это важнее таблицы Менделеева и неправильных глаголов!
- Игнорировать посторонних.
- Отвечать «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать».
- Бежать и кричать «Помогите! Я не знаю этого человека! Вызовите полицию!»
- Обращаться за помощью.
- Звонить родителям. Советоваться с родителями.
- Избегать безлюдных мест, проходить их, разговаривая с родителями по телефону.
- Если удерживают — падать на землю, пинаться, кричать «Помогите», «Вызовите полицию!»
- В подъезде кричать «Пожар!», а не «Помогите!»
- Не садиться в чужие машины, не есть и не пить то, что предлагают малознакомые люди.
- Знать и отражать основные уловки преступников и манипуляции ровесников онлайн и офлайн.
Родители должны начать разговаривать с детьми о насилии с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей. Многие родители страшатся, когда им предлагают говорить с детьми о насилии. Мамы и папы беспокоятся о том, что вместо того, чтобы помочь детям справиться с насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия, то есть, фактически навредят им.
Хотя этот страх можно понять, совсем не значит, что он обоснован. Существует множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми, даже с малышами, чтобы они почувствовали себя защищенными и более уверенными в себе, вместо того, чтобы напугать их и лишить доверия.
В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:
Если ребенку предлагают зайти в гости или подвезти до дома, даже если это предложение исходит от соседей;
Если за ребенком в школу или детский сад пришел посторонний человек, а вы не предупреждали его об этом заранее;
Если в Ваше отсутствие звонит в дверь, пришел в дом малознакомый человек, запретите впускать его в квартиру или идти с ним куда-то;
Если вашего ребенка угощает новый знакомый, необходимо отказаться от угощения.
Научите ребенка на просьбы посторонних людей отвечать: «Нет». Пусть заучит несколько фраз: «Спасибо, но мне родители запрещают ходить в гости к незнакомым», «Извините, но я никуда не пойду», «Отстаньте от меня, а то я буду кричать». Потренируйтесь с ребенком, разыграв разные ситуации.
Научите своего ребенка:
Подходя к дому, обращать внимание (оглянуться), не идет ли кто-то следом и, если кто-то идет, не подходить к подъезду. Погулять на улице 15-20 минут и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, рассказать о нем любому повстречавшемуся взрослому, который идет навстречу.
Никогда не входить в подъезд с незнакомым мужчиной. Лучше дождаться хорошо знакомого взрослого или войти с любой женщиной, либо дождаться пока незнакомец уйдёт (выйдет из подъезда).
Входя в подъезд, обязательно сразу закрывать за собой дверь (если на дверях кодовый замок).
Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде (у лифта, на лестнице), выйти на улицу и дождаться, пока в подъезд зайдет кто-то из взрослых. Нельзя входить в лифт с незнакомым мужчиной. Лучше подождать, когда он уедет или пойти пешком. В случае опасности – кричать, стучать и звонить в двери. Объясните, что в случае опасности так вести себя не только не стыдно, а просто необходимо!
Никогда не вступать в разговоры с незнакомыми людьми, тем более не говорить им, кто находится дома (даже если незнакомец представляется другом или сослуживцем родителей, курьером, почтальоном, соседом и т.д.). Объясните, что нельзя принимать от посторонних подарки, игрушки, угощения. И уж тем более, не ходить с незнакомцем, куда бы он ни звал; не садиться с ним в машину. Если ребенок маленький, эту информацию лучше донести в форме сказки: «Это будет не дядя, а переодетый Бармалей. Он станет обижать тебя, если ты пойдешь с ним». Ребенку постарше скажите: «Взрослый может быть хорошим, но может оказаться и плохим. Нельзя во всем соглашаться с ним и верить ему!»
Не открывать двери в квартиру, если дома нет взрослых (незнакомец может попросить воды, попросить разрешения позвонить по телефону, написать записку родителям, передать документы).
Обо всех неизвестных подозрительных людях необходимо обязательно рассказать родителям и учителям в школе!
Что вы можете сделать сами:
· Никогда не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра.
- Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, прогуливанию уроков.· Установите на своем телефоне программу поиска ребенка (некоторые компании мобильной связи предоставляют услугу «Ребенок под присмотром»).· Будьте внимательны к мужчинам-одиночкам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как незнакомец исчезает из района.
· Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы, охране.
· Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично.
· Установите в подъезде кодовые замки, по возможности камеры видеонаблюдения.
· Проверьте, достаточно ли хорошо закрыты чердаки и подвалы подъездов. Именно эти места часто служат местом для совершения преступлений.
·Известны случаи, когда насильником оказывался преподаватель, тренер. Поэтому не поленитесь, познакомьтесь с учителями-мужчинами, тренером, если ребенок ходит в спортивную секцию, поприсутствуйте на занятиях.
· Если ребенок рассказал вам о том, что его или кого-то из других детей преследовал какой-то мужчина, делал непристойные предложения, сразу же обращайтесь в милицию, пока ребята не забыли приметы этого лица.
·Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
- Дома тоже не всегда безопасноДевочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы или в гостях.
Объясните своей дочери, что отправляясь в гости, к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующее:
· В большинстве случаев само согласие девушки пойти в ресторан расценивается, как знак согласия на дальнейшую интимную близость. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.
· Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться. Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «Нет!».
· С самого начала ясно обозначать границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
· Если домогательство продолжается, не надо бояться шума или скандала, например, на вечеринке несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надежными друзьями, не терять друг друга из вида и уходить вместе.
· Пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой, держаться вместе с близкими или поближе к хорошим знакомым.
Никаких контактов с «группой риска»
Группа риска – алкоголики, пьяницы, наркоманы, судимые и т.д., даже если это соседи по подъезду или дальние родственники. По статистике, примерно треть убийц-насильников, ранее были судимы. Оградите своего ребенка от общения с ними!На детях не должно быть вызывающей одежды и дорогих украшений. Зачастую мы сами подвергаем опасности своих детей, когда дарим им золотые украшения или идем на поводу у подрастающей дочери, покупая ей мини-юбку. Внешний вид девочки может спровоцировать насильника на нападение. Даже если ушки вашей маленькой дочки уже проколоты, совсем не обязательно играть на улице в дорогих сережках. То же самое относится и к школе, вряд ли кольца на пальцах и золотые украшения в ушах помогают успеваемости, а вот привлечь внимание преступника могут, ведь ваш ребенок для него легкая добыча.
- Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?
К сожалению, такие случаи имеют место. По сведениям психологов, две трети случаев насилия совершается дома близкими родственниками ребенка, и лишь одна треть на улице. Довольно часто взрослые, чей ребенок пострадал от насилия в родном доме, стараются «не выносить сор из избы», боясь излишнего внимания со стороны окружающих, не желая привлекать к ответственности насильников, к которым испытывают родственные и не только родственные чувства. Домашние насильники (отцы, дяди, отчимы) в большинстве случаев остаются безнаказанными, поскольку до заявления в правоохранительные органы, дело не доходит. В таких случаях ребенок, не получив поддержки от родных, которые могли бы его защитить, живет с этой болью всю жизнь. Не предавайте своих детей! Подумайте и о том, что человек, совершивший преступление в отношении вашего ребенка и оставшийся безнаказанным, может сделать это еще раз. Обратитесь со своей бедой в правоохранительные органы, которые смогут пресечь действия насильника.
Самое главное
Каждый из нас взрослых должен понять для себя главное: в цивилизованном обществе чужих детей не бывает. Ибо все они – НАШИ ДЕТИ. Наше будущее, наши надежды и чаяния. И никто не сможет защитить их лучше, чем мы сами.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир!